Tube Heads&Combo ENGL - Ламповые гитарные головы и комбики ENGL
Ламповые комбики
Комбинированый
(или комбо)
усилитель
содержит электронную схему усилителя и акустическую воспроизводящую систему в
одном корпусе. В другой форме усилитель расположен в отдельном корпусе и присоединен
к акустической системе с помощью проводов. Отдельный усилитель называется голова,
а акустическая система — кабинет. Голова помещается сверху кабинета и формирует
так называемый гитарный стек (усилительный стек).
Современные
гитарные усилители разделяются на традиционные — ламповые — и
полупроводниковые; некоторые производители выпускают гибридные модели с
ламповой обработкой сигнала и полупроводниковым выходом. Гитаристы, прежде
всего в США, являются основным потребителем радиоламп, производимых по сей день
в РФ и Китае. Соотношение ламповых и полупроводниковых усилителей на различных
рынках различается (в США — преобладают ламповые).
Ламповые
усилители
По
сравнению с транзисторными УНЧ, выходное сопротивление лампового выходного
каскада высоко — до нескольких десятков килоом, поэтому качество звучания
зависит от качества ламп выходного каскада и от качества выходного
трансформатора, который является согласующим. Также узнаваемость звучания
придаёт подбор головки громкоговорителя и конструкция корпуса (толщина фанеры,
с открытой или закрытой задней стенкой), а также схемные решения и темброблок.
Именно эти сочетания отличают классические модели Fender (с динамиками Altec) и
др. известных производителей, звук которых имеет характерные, узнаваемые тембры
и эффекты, неизменные в течение последних пятидесяти лет. Кажущаяся
ненадёжность и примитивность ламповой конструкции на практике оборачивается
простотой ремонта. Практически любой отказ лампового УНЧ (кроме
катастрофической гибели силового и выходного трансформаторов) может быть
устранён в полевых условиях.
(сленг, от выражения англ. cab, возможно сокр. от англ. cabin, кабина; или от англ. cabinet, кабинет министров) —
устройство для воспроизведения звука, акустическая система определенного
свойства, специализированная для озвучивания определённого музыкального
электроинструмента (фактически, кабинет - это колонка с одним или несколькими
динамиками; в отличие от обычных колонок, или широкополосных акустических
систем, динамики в гитарных кабинет и комбо имеют другие частотные
характеристики, т.к. для звучания гитары верхние и нижние частоты во всем
спектре не нужны, соответственно, в гитарных кабинетах устанавливают
среднечастотные динамики со срезанным «низом» и «верхом»). Используется как
составная часть стека, когда один или несколько кабинетов подключаются к
головному модулю, в котором размещается предусилитель, сигнальный процессор и
усилитель мощности.
Управление
тембром в ранних гитарных усилителях было очень простым и в основном
заключалось в усилении высокочастотной компоненты звука. Однако ранняя
схемотехника, несовершенные громкоговорители и низкая мощность (менее 15 ватт
вплоть до середины 1950-х годов) первых усилителей не позволяла качественно
воспроизводить верхнюю и нижнюю часть звукового спектра. Лучшие модели тех
времен также содержали эффекты, например пружинный ревербератор или электронное
тремоло. В ранних усилителях фирмы Fender тремоло обозначалось как «вибрато», а
рычаг вибрации на гитаре Stratocaster назывался (и называется до сих пор)
«рычаг тремоло».
В
1960-х годах гитаристы экспериментировали с искажениями звука, преднамеренно
перегружая свои усилители. Гитарист группы The Kinks Дэйв Дэвис получал эффект
перегруза, подключая выход одного усилителя ко входу другого — способ
использования, который разработчики даже не могли себе представить. Позже
большинство гитарных усилителей стали комплектоваться специальным перегружаемым
предусилителем, а также были придуманы педали эффектов и прочее оборудование
для безопасного и надежного получения таких звуков. Сегодня искаженное звучание
стало неотъемлемой частью многих стилей игры на электрогитаре.